Клуб Катера и Лодки. г. Истра  

 

Истринский клуб Катера и Лодки

Добро пожаловать на сайте истринского клуба "Катера и Лодки"

По интересующим вопросам пишите на наш email lodkikatera.narod.ru

Since  1973 Основан

Разработка и поддержка: Web[i]stra

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАТЕРОВ И ЛОДОК

 

 

Что общего у современного моторного катера с Ноевым ковчегом? Сходство их в том, что ковчег был построен из дерева, передвигался по воде и имел соответствующее внутреннее оборудование. Не хватало лишь механического двигателя и нескольких тысяч лет технического прогресса.


Еще со времен египтян и финикиян мореплавание осуществлялось лишь при помощи ветра.


Парусные суда тех времен выглядят-сегодня неуклюжими, тихоходными и трудноуправляемыми. Однако они могли преодолевать большие расстояния в более короткое время, чем караваны, медленно передвигавшиеся по земле. Парусные суда не нуждались в корме, как верблюды или лошади, и если достигали своей цели при скорости 5 км/ч, то этим уже перекрывали темпы движения караванов.

Даже в раннеисторический период совершались прогулки на судах. Египетские изображения показывают, как более 4000 лет назад принц Хар-Куф плавал по Нилу в окружении множества слуг. Он не нуждался в умении управлять парусом и рулем, в знании мелей и быстрин реки. Для этого у него были капитан, штурман и экипаж. Встречается нечто подобное и в наше время, но несравненно больше владельцев маленьких катеров, которые не только являются капитанами и штурманами в одном лице, но и сами поддерживают катер и мотор в исправном состоянии. Многие из них добились поистине удивительного знания дела.


двигателя носовых


Для преобладающего большинства владельцев катеров жизнь на море — это спорт, а не прогулка. Настоящий спорт представляет собой гораздо большее, чем умение запустить мотор и выполнить важные маневры. Основательные знания навигации, лоции и навыки хорошего матроса являются лишь основой водно-моторного спорта. Даже короткие послеобеденные плавания


доставляют только удовольствие, если есть мастерство, знания и владелец доверяет катеру и двигателю. Это спорт — как физический, так и духовный. Когда в 1912 г. Томас Флеминг Дей, капитан катера «Детройт» длиной 10,65 м, с тремя членами экипажа пересекал Атлантический океан, то, будучи ответственным за судьбу своего маленького судна, он был настолько занят, что во время сильного волнения ни разу не смог сомкнуть глаз, хотя лишь самое незначительное время непосредственно стоял у руля.


Прошло менее 90 лет с тех пор, как появились моторные катера, т. е. лодки, приводимые в движение при помощи теплового двигателя. В 1886 г. Готлиб Даймлер продемонстрировал свой «Некар» — первый в мире действующий моторный катер. Построенный по типу небольшого парового баркаса, он имел длину 6 м, ширину 1,5 м и вмещал 11 человек. Мощность небольшого бензинового двигателя Даймлера равнялась 2 л. с. при высокой частоте вращения — 800 об/мин. Это был двухцилиндровый четырехтактный мотор в V-образном исполнении.


Уже год спустя на воде появились два следующих пионера раннего моторостроения. Когда Вильгельм Майбах хотел испытать на Майне свой моторный катер, оборудованный сконструированным им бензиновым двигателем, он был немедленно задержан полицией. Больше повезло Карлу Бенцу, который в 1887 г. продемонстрировал свой мотор на реке Шпрее близ Берлина.

В то время полагали, что мотор внутреннего сгорания найдет себе значительно больший рынок сбыта как мотор для катеров, чемдля автомашин. «Катера — да! Нелепые автомашины — нет! Слишком много шума, слишком опасно, пугают лошадей», — такова была точка зрения в те времена. До 1900 г. большая часть двигателей внутреннего сгорания была изготовлена для катеров и меньшая — для автомашин.


катеров скорость


Все существовавшие в те времена двигатели имели огромный вес и небольшую частоту вращения, были очень трудны в эксплуатации, поэтому их нельзя было устанавливать на малых катерах.

Готлиб Даймлер создал не просто действующий, а легкий быстроходный мотор и вызвал всеобщее удивление тем, что частоту вращения его двигателя можно было регулировать. Двигатели внутреннего сгорания ранних конструкций имели необычайно низкую частоту вращения (100 или 150 об/мин), причем число их оборотов было постоянным. Поэтому катера с такими двигателями выглядели неукротимыми чудовищами по сравнению с оборудованными регуляторами машинами Даймлера.


Уже через три года после создания первого моторного катера Даймлера надежность бензиновых двигателей в эксплуатации и обслуживании настолько повысилась, что ими стали оборудовать также и рабочие катера. При постройке одного из европейских каналов в 1889 г. было использовано 15 таких рабочих моторных катеров. Это была область работ, в той до тех пор использовали большие по величиным, тяжелые и дорогие паровые баркасы.


Катера с двигателями Даймлера считались быстроходными. Увлечение такими двигателями никогда не прекращалось. Увеличивалась как мощность, так и связанная с нею частота вращения. В настоящее время для практической эксплуатации катеров имеются не только бензиновые двигатели, но и дизели с частотой вращения до 5000 об/мин, которые нельзя рассматривать как специальные гоночные двигатели. Все автомобили, суда и самолеты применяют «легкий быстроходный мотор».



обводов двигателя


Рис. 1. Малое судно идеальной формы с наименьшим сопротивлением движению и наилучшим поведением на волне. Эта форма, созданная еще викингами тысячу лет назад, и в настоящее время применяется при постройке прибойных, корабельных и промысловых катеров и шлюпок. Здесь отображен теоретический чертеж моторного катера длиной 10 м, шириной 2,2 м и водоизмещением 3 т.


Прошло немного лет и были найдены используемые до сих пор классические обводы моторного катера — острая носовая часть и транцевая корма.


В 1903 г. в бухте Монако состоялись первые гонки моторных катеров. В том же году впервые был разыгран английский международный приз Хармсворта. Моторные гоночные катера были по современным понятиям необычно длинными и узкими. Они, несомненно, должны были выглядеть «породистыми», однако еще не находились на правильном пути, который был открыт позже. Победивший в первых гонках Хармсворта катер «Нэпир» имел длину 12 м при ширине лишь 1,6 м. Он был оборудован одним бензиновым двигателем мощностью 65 л. с. и достиг впечатляющей скорости — 35 км/ч.


Немейкий моторный гоночный катер «Царийа» 1904 г. имел еще более удивительные размерения: наибольшую длину 19 м, ширину 2,2 м. Он был оборудован шестицилиндровым двигателем


мощностью 350 л. с. и достиг скорости 52 км/ч. Какой прогресс! И все это произошло лишь через 18 лет после появления первого робкого моторного катера с двигателем мощностью 2 л. с.


Как только стало известно, что быстроходные моторные катера на большом ходу поднимаются из воды, чтобы мчаться по поверхности, пришлось отказаться от большой длины. Теперь уже перестали считаться со старым опытом парусных яхт — «длина бежит», а приняли новое достижение глиссирующих катеров — «ширина скользит». Принцип скольжения нашел свое первое практическое применение в 1908 г., а чисто V-образные обводы появились в 1910 г.


большой поверхность


Рис. 2. Быстроходная моторная яхта, построенная в 1912 г. в Гамбурге по проекту Макса Эртца. Несмотря на 13-метровую длину, она оборудована лишь одной каютой с двумя спальными диванами; в носовой части яхты имеется камбуз. Благодаря малой ширине (2,2 м) яхта с бензиновым двигателем «Ллойд» мощностью 40 л. с. имела скорость 24,5 км/ч. Было предусмотрено вспомогательное парусное вооружение: гафельный грот н стаксель.


Иначе развивались туристские катера. Создатели их стремились к тому, чтобы конструкция, метод постройки и мотор отвечали требованиям безопасности и надежности. Существовало убеждение, что не рекомендуется увеличивать скорость, так как более важны удобные каюты. Поэтому еще в течение многих лет продолжали преобладать длинные, узкие суда с двигателями небольшой мощности. Типичные туристские катера перед первой мировой войной имели размеры от 12 X 2 м до 15 х 2,6 м и мощность двигателя от 15 до 30 л. с. при частоте вращения вала 700–800 об/мин (рис. 1 и 2).

Несмотря на малый опыт в постройке моторных и туристских катеров, уже тогда придавалось большое значение их мореходным качествам. Бермудские острова расположены в средней части Северной Атлантики, в 665 морских милях от Нью-Йорка. Там в 1907 г. были организованы и успешно проведены первые океанские гонки моторных катеров. Эти гонки повторялись ежегодно с 1908 по 1913 г. Наименьший катер, принимавший участие в гонках, имел длину 12 м, ширину 2,75 м и был оборудован одним бензиновым двигателем мощностью 16 л. с. В среднем эти так называемые океанские моторные катера имели длину 15 м, ширину 3 м и мотор мощностью 35 л. с.

Дизели в качестве двигателей для больших моторных яхт впервые были использованы в 1912 г. Однако всеобщее распространение они получили после того, как а 1920 г.. был применен бескомпрессорный впрыск топлива. Постепенно снижался вес этих двигателей с высокой степенью сжатия и увеличивалась частота их вращения. Так, с 1930 г. дизелями стали оборудовать и катера средних размеров. Благодаря дешевизне и малой пожароопасное™ дизельного топлива это оказалось выгодным.

За очень короткий период облегченная конструкция и частота вращения двигателей, в том числе и дизелей, настолько развились, что в настоящее время быстроходными дизелями можно оборудовать даже малые открытые спортивные катера. Однако по сравнению с бензиновыми двигателями дизели и теперь несколько тяжелее по весу, больше по величиным, создают значительные шум и вибрацию 3. Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что вскоре (1967 г.) появится дизельный гоночный катер, который достигнет рекордной скорости — 103,75 км/ч.


.

вверх назад вперед

 

 

Hosted by uCoz