Клуб Катера и Лодки. г. Истра  

 

Истринский клуб Катера и Лодки

Добро пожаловать на сайте истринского клуба "Катера и Лодки"

По интересующим вопросам пишите на наш email lodkikatera.narod.ru

Since  1973 Основан

Разработка и поддержка: Web[i]stra

 

 

 

ОПТИМАЛЬНАЯ ШИРИНА КАТЕРА

 

 

Многие новые суда, в первую очередь туристские катера, спущенные на воду, критически оценивают, как слишком короткие. Еще не было случая, чтобы катер оказался слишком длинным и его впоследствии укоротили. Наоборот, нередко моторные катера и яхты через несколько лет разрезают в средней части, удлиняя кормовую (изредка носовую) часть. В результате длину судов увеличивают на 10–25%.

Установление оптимальных размерений строящегося катера ватрудняют такие показатели, как остойчивость, условия обитаемости, мощность двигателя и расходы, которые, к сожалению, часто приводят к невыгодному компромиссу.


Сколько спальных мест устроить на туристском катере длиной 10 м? Сколько человек вместит пятиметровый спортивный катер? Сколько стоит один метр длины катера? Всегда стараются узнать, как за определенную сумму получить наибольший объем помещений на катере.


Часто придерживаются ложного вывода: чем длиннее и больше катер, тем он дороже. Однако сама по себе длина не дорогая! Если не менять ширину, мощность двигателя, оборудование и устройства, дополнительные расходы на удлинение катера окажутся незначительными. Стоимость туристского катера, корпус того удлинен на 10%, возрастет всего на 3%! Согласно старому правилу судостроителей строительные расходы рассчитывают по объему помещений. Если общий объем не изменяется, то как длинный и узкий, так и короткий и широкий катер стоят по этому правилу одну и ту же сумму. Катер, у того увеличена длина, ио сохранены без изменений ширина, мощность и внутреннее оборудование, будет иметь, по сравнению с тяжеловесным неповоротливым коротким судном ряд преимуществ: легкость хода, элегантный внешний вид и хорошие мореходные качества. В результате повысится продажная стоимость катера. Таким образом, даже с чисто экономической точки зрения увеличенная длина и все связанные с нею преимущества достигаются почти бесплатно.


Ширина обеспечивает остойчивость и внутренний объем, поэтому нельзя выбирать ее слишком малой. Если же сохранить ширину и высоту катера, но несколько увеличить его длину, то остойчивость не изменится. На парусных судах времен быстроходных клиперов особенно экономно относились к ширине, что можно видеть по размерениям двух известных клиперов: «Катти Сарк» (длина 74,5 м, ширина 13,4 м, LIB = 5,5) и «Лайтнинр Сарк» (длина 68,2 м, ширина 11,0 м, LIB = 6,2). Такие соотношения длины и ширины сегодня отверг бы любой владелец моторного катера, но они соответствуют старинной морской крейсерской яхте Эртца, которая при длине 13 м имела ширину 2,2 м. В некоторых случаях теперь впадают в другую крайность. Туристский катер длиной 14 м и шириной от 3,5 до 4 м еще возможен, но при этой длине стали увеличивать ширину» до 5 м и более. Такие

суда будут неудачниками в эксплуатации; последующее удлинение их неизбежно S1.


Серия ТМВ-62 американских модельных испытаний, о той доложил Клемент на сессии SNAME 32 в ноябре 1963 г., дает возможность сравнить сопротивление узких и широких катеров (рис. 60). Главная цель этого исследования заключалась в том, чтобы отыскать оптимальную форму быстроходного полуглиссера. В результате была составлена диаграмма (рис. 61), отражающая влияние ширины пяти разных моделей при различной скорости.


Форма шпангоутов представленных моделей отображена на рис. 48, а. Необычные соотношения между длиной и шириной моделей придают исследованиям этой серии особую ценность. Крайние значения таких соотношений вряд ли когда-либо будут использованы, однако они позволяют лучше определить влияние слишком большой или малой ширины. К счастью, эта в высшей степени интересная группа моделей исследовалась в большом диапазоне скоростей. Кроме того, каждая модель подвергалась замерам при малом, среднем и тяжелом водоизмещении.


установ глиссерах


Рис. 60. Эта группа моделей быстроходных моторных катеров исследовалась в Вашингтоне в опытовом бассейне Дэвида Тейлора. Все модели имели одинаковую форму при изменяемых отношениях длины к ширине. Результаты этих испытаний (серия ТМВ-62) служат ценной основой для определения влияния ширины на сопротивление.


На диаграмме (см. рис. 61) можно увидеть три главные и четыре вспомогательные или промежуточные зоны. Поскольку экспериментальные катера при одинаковом водоизмещении имели различную длину, диаграмма построена не по коэффициенту скорости, а по водоизмещению (у самого малого катера D = 0,5 м3), у самого большого — D — 100 м3).


Полученные выводы хорошо совпадают е практическими опы-' тами, но распространяются много дальше. Зона А обозначает очень малый ход: она характерна для тихоходных моторных катеров с экономической крейсерской скоростью. Общеизвестно, что при этом катера с удлиненными обводами оказываются наиболее удачными.


.

вверх назад вперед

 

 

Hosted by uCoz