Клуб Катера и Лодки. г. Истра  

 

Истринский клуб Катера и Лодки

Добро пожаловать на сайте истринского клуба "Катера и Лодки"

По интересующим вопросам пишите на наш email lodkikatera.narod.ru

Since  1973 Основан

Разработка и поддержка: Web[i]stra

 

 

 

РЕКОРДНЫЕ СКОРОСТИ ЛОДОК С ПОДВЕСНЫМИ МОТОРАМИ

 

 

Многие посетители помнят то время, когда мощность в 20 л. с. для подвесных лодочных моторов считалась исключительно большой. Моторы запускались пусковым шнуром, который после каждой неудачной попытки надо было снова наматывать на маховик. И никто не предполагал, что через 30 лет скорость лодок с подвесными моторами превысит 200 км/ч.


Суда с подвесными моторами, согласно Правилам UIM 1970 г., подразделяются на классы: 9 гоночных (различаются рабочим объемом цилиндров моторов), 10 спортивных (различаются величиными судов) и 3 класса надувных лодок.


Перечень основных видов спортивных и гоночных судов с подвесными моторами

Рабочий объем мотора, см3

Класо говочных судов (скутеров)

Рекордная скорость, км/ч

Класс спортивных мотолодок (utility)

Рекордная скорость и км/ч

До 175

01

105

Ш

65

» 250

OA

135

AU

66

» 350

OB

146

BU

88

» 500

ОС

168

си

115

» 700

OD

172

DU

96

» 1000

OF

178

FU

114

» 1500

OI

211

Ш

104

С компрессором

OX

186

 —

 —


На рис. 150 отображен гоночный скутер 50-х годов, а на рис. 151 — современный скутер с подвесным мотором.


Требования к моторным катерам спортивных и гоночных видов различны. Если для катеров спортивных видов жесткие требования, предъявляемые с рабочему объему цилиндров мотора, обводам корпуса и сорту топлива, вполне обоснованы, то для катеров гоночных видов подобные ограничения излишни.


С 1970 г. установлены следующие требования к изготовлению и эксплуатации лодочных моторов: моторы необходимо изготовлять на заводах серийно и выпускать в среднем по 150 единиц каждой модели; они должны иметь передний, холостой и задний ход и должны быть одобрены для продажи.

Изменения дозапускаются в строго ограниченных пределах. Выбор гребного винта свободный, это же положение относится и к запальным свечам. Регулировка карбюратора и зажигания может быть изменена. Топливо необходимо использовать только стандартного сорта (без добавок).

Рекордные скорости могут быть увеличены, если при подготовке мотора и его эксплуатации выполнять указанные требования, а также использовать передовые технические знания.



Примером может служить заезд судна с одним подвесным мотором, в результате того была достигнута неслыханная скорость — 211 км/ч.


реданный катерам

Рис. 150. Гоночный скутер 50-х годов.


Хуберт Энтроп спроектировал скутер «Старфлайт IV» длиной 5,2 м с единственной целью — установить мировой рекорд в классе 01 с четырехцилиндровым V-образным мотором «Эвинруд», рабочий объем цилиндров того 1470 см3, Водитель должен был наклонно лежать ногами вперед, с немного приподнятой головой, чтобы иметь возможность смотреть по курсу прямо между колен.



реданный ТРИМАРАНЫ

Рис. 151. Современный скутер с подвесным мотором. В результате разгрузки кормовой опорной поверхности скутер приобретает свойства двухточечного глиссера.



Распределение веса и аэродинамический дифферент можно было изменять с помощью особого устройства.


Водитель «Старфлайта IV», рекордсмен класса OF 1964 г., 26-летний студент Джерри Уолен установил несколько рекордов.


образом установка


Рис. 152. Гоночный катамаран Дитера Шульйа с подвесным мотором мощностью 115 л. с. Длина 5,85 м, ширина 2,2 м, скорость 120 км/ч. На катерах Д. Шульца гонщики многократно завоевывали первенство мира.



коротком парусами

Рис. 153*. Скутер «Старфлайт IV» с четырехцилиндровым V-образным подвесным мотором «Эвинруд». До 1973 г. удерживал абсолютный рекорд скорости (211 км/ч).


Перед спуском скутера на воду водителя вместе с матрацем пристегнули к корпусу, в результате чего он оказался полностью закрепленным в скутере и вел его по курсу почти в неподвижном состоянии. Управление осуществлялось двумя рукоятками, которые одновременно служили в качестве рукояток газа. Мотор был изготовлен специально для гоночных целей, с применением всех современных технических средств, включая повышенную степень сжатия вместе с непосредственным впрыском горючего (спиртовой смеси с добавлением кастроля) и улучшенной системой зажигания. Патрубки свободного выхлопа по диаметру и длине определялись в зависимости от скорости выброса выхлопных газов, которые до нетой степени удалялись за счет стоячих колебаний газа, чем достигалось улучшенное наполнение цилиндра чистым воздухом.

Скутер, великолепно уравновешенный и устойчивый, на полном ходу «пролетел» над водой, совершенно не касаясь ее поверхности, как будто он поддерживался только водяной струей, исходившей от подводной части подвесного мотора.

Результатом больших усилий и денежных средств была достигнутая скорость 211 км/ч.


БЕНЗИНОВЫЙ ВИГАТЕЛЬ ИЛИ ДИЗЕЛЬ НА ЛОДКУ?


Почти на всех небольших судах с механическим двигателем (99%) в качестве главных двигателей используются дизели или бензиновые моторы. Паровая машина встречается чрезвычайно редко (на старых рабочих катерах или у любителей курьезного).


В настоящее время применяют газовые турбины, к примеру на быстроходных катерах флота, где при небольших габаритах судна необходима высокая скорость, а расходы и экономичность имеют второстепенное значение. В спортивном катеростроении пока еще преобладают катера, оборудованные обычными двигателями внутреннего сгорания.


Какой же мотор лучше — бензиновый или дизель?

Несмотря на то, что дизель более экономично расходует топливо и менее пожароопасен, на малых быстроходных катерах (а в США даже на моторных яхтах длиной до 20 м) устанавливают оправдавший себя бензиновый мотор, так как он меньше по величиным, легче и дешевле дизеля,

Если сравнить современные двигатели с двигателями десятилетней давности, то нетрудно заметить быстрое развитие легких катерных дизелей. Число их моделей постоянно увеличивается, диапазон мощностей расширяется, вес становится меньше. Однако до 1930 г. не существовало дизелей, которые годились бы для установки на небольшом катере (см. рис. 155–157).


Ничто не может с такой очевидностью показать успехи в развитии дизелей, как рекордные скорости, достигнутые в последние годы на дизельных катерах, хотя многие специалисты еще недавно считали невозможным превысить на гоночном катере с дизелем скорость 100 км/ч.


Сопоставим преимущества и недостатки обоих типов двигателей.


Преимущества бензинового двигателя. При одинаковой мощности он весит в среднем в два раза меньше облегченного быстроходного дизеля, имеет спокойный ход, создает меньше шума, почти не вызывает вибрации. Большинство мощных бензиновых двигателей, используемых на катерах, преобразовано из автомобильных двигателей, поэтому они дешевле и для них легче приобрести запасные части.

Недостаток бензинового двигателя один-единственный — его топливо! Бензин огнеопасен, взрывоопасен, стоит значительно дороже дизельного топлива. Да и расходуется в среднем на 40% больше.

По надежности в эксплуатации, восприимчивости к морской воде, к неаккуратному обслуживанию и к засорению топлива мотор незначительно отличается от дизеля.

Преимущество дизеля — в его топливе, то в противоположность бензину менее огнеопасно, невзрывоопасно, дешевле.

Недостатки дизеля. Вес в среднем в два раза превышает вес бензинового двигателя. Большие размеры (прежде всего по высоте) не позволяют использовать его на малых катерах. Дизель создает больше шума и вибрации. Запах топлива и отработанных газов часто вызывает неприятные ощущения.

Экономичность дизелей на туристских и спортивных катерах нередко оценивается по недостаточным данным. Сама по себе экономия средств на приобретение топлива не дает полного основания для расчета рентабельности. Поскольку на покупку дизеля требуется значительно больше средств, чем на покупку бензинового двигателя, необходимо учитывать ежегодное количество часов эксплуатации дизеля. Лишь после этого можно рассчитать, какой период времени потребуется, чтобы компенсировать высокую стоимость дизеля экономией в расходе топлива. Туристские и спортивные моторные катера почти никогда не эксплуатируются ежегодно в течение 300 ч, а двигатели на многих катерах работают не более 100 ч в год и то при частичной нагрузке, т. е. с уменьшенным расходом топлива.

На моторостроительнах заводах по техническим причинам расход топлива указывается в граммах на лошадиную силу в час [г/(л. с. -ч)], а поставщиками бензина и дизельного топлива — в литрах. Чтобы упростить расчет расхода топлива, его стоимости, емкости топливных цистерн и дальности плавания катера, составлена таблица средних значений расхода топлива для двигателей, находящихся в хорошем эксплуатационном состоянии. Однако ни бензин, ни дизельное топливо не имеют абсолютно точного удельного веса. Поэтому в данных таблицы есть небольшие отклонения, особенно в показателях расхода топлива, так как действительный расход топлива зависит не только от типа и марки двигателя, но и от состояния двигателя, и от его нагрузки.


По таблице можно приближенно рассчитать экономичность трех типов двигателей. При этом необходимо знать продажную стоимость двигателя, местные цены на топливо и количество ходовых часов катера в год.







Мощность

Вид топлива

Расход топлива

мотор

двигателя,

Г/(Л. С.Ч)


л. с.


л/(л. в.ч)

Бензиновый:





небольшой

 — 10

Бензин

245

0,33

средний

Более 50

»

220

0,29

большой

> 150


210

0,28

Дизель:





небольшой

 — 10

Дизельное топ-

200

0,24



ливо



средний

Более 50

То же

180

0,21

большой

» 200

170

0,20

Подвесной мотор:


Бензин



маленький (устаре-

 —

 —

0,8–1,0

вший)





средний

 —

»

 —

0,5–0,6

большой

 —


 —

0,45


Для спортивных катеров одна экономичность двигателя не является определяющей. Часто бывают причины, вынуждающие отдать предпочтение тому или другому типу двигателя. к примеру, на легких спортивных катерах дизели пока еще не устанавливают в5.


БЫСТРОХОДНЫЕ ИЛИ ТИХОХОДНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИ?


В скандинавских гаванях на рыболовных ботах еще можно встретить старые тихоходные одноцилиндровые кало-ризаторные двигатели. С крупным маховиком, тяжело вращающиеся, они работают очень медленно, благодаря чему создают впечатление надежности. Однако необходимо оценить, действительно ли современный быстроходный мотор — плохая замена старым двигателям.


Увеличенная частота вращения, небольшие габариты, малый вес, сравнительно невысокая стоимость — таковы наиболее ценные качества быстроходных двигателей. К тому же уменьшается вибрация, а часто и шум, упрощается монтаж двигателя, значительно возрастает скорость катера.


Вначале высказывали опасения относительно малого моторесурса быстроходных двигателей. В настоящее время для этого нет оснований. Если стоимость двигателя умножить на срок его службы, то получатся, по крайней мере, одинаковые издержки; возможно даже, что преимущество окажется на стороне быстроходного двигателя.


Рассмотрим зависимость между частотой вращения и к. п. д. гребного винта. Для катеров с малой и средней скоростью требуется доеольно низкая частота вращения, для быстроходных катеров — высокая. Быстроходный мотор можно приспособить к малой частоте вращения гребного винта путем установки редуктора.


Итак, можно заключить, что легкий быстроходный мотор во многих случаях заслуживает предпочтения. Однако степень редукции его частоты вращения должна определяться гребным винтом. При этом в первую очередь стремятся к повышению к. п. д. гребного винта. Для тихоходных катеров достаточна низкая частота вращения гребного винта, для быстроходных — высокая, а для гоночных катеров — увеличенная. Однако нельзя точно определить оптимальную частоту вращения гребного винта, поскольку для получения наибольшего его к. п. д. часто требуется такой большой диаметр винта, что его невозможно порой установить под днищем катера,



.

вверх назад вперед

 

 

Hosted by uCoz