Клуб Катера и Лодки. г. Истра  

 

Истринский клуб Катера и Лодки

Добро пожаловать на сайте истринского клуба "Катера и Лодки"

По интересующим вопросам пишите на наш email lodkikatera.narod.ru

Since  1973 Основан

Разработка и поддержка: Web[i]stra

 

 

 

МОТОЛОДКИ С ПОДВЕСНЫМИ МОТОРАМИ

 

 

Бортовые шлюпки длиной около 2 м для парусных яхт уже могут быть оборудованы некрупным подвесным мотором. Правда, шлюпку подобного типа нельзя считать ни настоящей мотолодкой, ни средством для туристских прогулок. Она по-прежнему остается вспомогательной шлюпкой, бортовой принадлежностью большой яхты. Длина маленькой мотолодки не должна быть меньше 3 м. В качестве примера приведем открытую мотолодку «Хайди» длиной 3,2 м и шириной 1,55 м с подвесным мотором (рис. 66). При этих раз-мерениях и соответствующих обводах обеспечивается необходимая остойчивость судна. Такая мотолодка способна принять трех пассажиров. Под ее короткой носовой палубой размещается, кроме того, встроенный ящик для снаряжения. Если мотолодку подобного типа использовать только как шлюпку для переброски пассажиров с борта большой яхты на берег, ;то в условиях тихой воды она может выдержать до пяти человек.


На рис. 66 изображена пара весел, так как лодка такого величины должна хорошо идти под веслами. Все же «Хайди» в значительной мере отличается от «чисто гребной» лодки. Из-за короткого и широкого корпуса она плохо идет под веслами. Если принять большое удлинение, к примеру 3,6 X 1,2 м, то остойчивость лодки уменьшится, но под веслами она будет идти легче.

Лодки подобных размеров строят в большом количестве, их часто изготовляют из стеклопластика, а также из водостойкой клееной многослойной фанеры или легкого металла, реже — из древесины. рекомендуется обращать внимание на обеспечение непотопляемости (аварийной плавучести), чтобы при случайном столкновении или опрокидывании мотолодка не утонула. Необходимо также предусмотреть устройства, позволяющие находящимся в воде пассажирам держаться за залитую водой мотолодку. Нередко маленькие лодки оказываются опасными при установке на них слишком мощного мотора. Во время быстрого хода они становятся неостойчивыми и могут легко перевернуться. Для предупреждения такого рода опасности многие американские организации издают циркулярные правила, на основе которых для каждого величины корпуса определяется наивысшая допустимая мощность мотора.


образом катерам

Рис. 66. «Хайди» — небольшая мотолодка.


Правда, эти правила рассчитаны на лодки обычного типа и не относятся к лодкам, определяемым особыми гоночными правилами. Диаграмма, приведенная на рис. 67, издана американской ассоциацией катеростроения. По ней находят наибольшую мощность (в л. с), номинальную или по каталогу, которая может быть использована для соответствующей лодки без особого риска.


транцем скорость


Рис. 67. Чтобы избежать возможной опасности от установки на 'мотолодке слишком мощного подвесного мотора, на основе американских правил были разработаны кривые максимально допустимой мощности. Для обычной эксплуатации мотолодок достаточно половины этой мощности.


Размер мотолодки определяется здесь произведением ее наибольшей длины и несущей (или полезной) ширины транца. Для маленькой лодки «Хайди» присущи следующие данные: длина наибольшая 3,20 м; полезная ширина транца 1,35 м; указанное произведение 4,32 м2. По диаграмме рис. 67 находим допустимую мощность — до 12 л. с. Но допустимая мощность ни в коем случае не означает рекомендованную мощность.


Кто не намерен заниматься воднолыжным спортом или демонстрировать «лихую езду», тот может использовать для турист


ских походов около половины допустимой мощности; в этом слу* чае достаточно установить подвесной лодочный мотор мощностью до 6 л. с.


Следующая рекомендация относится прежде всего к крупным мотолодкам и двигателям с наибольшей допустимой мощностью! для обычного туристского похода необходима V2, а для экономичного прогулочного похода — V4 номинальной мощности.

случаях Большие

Рис. 68. «Марианна». Используя подобные большие размерений, можно создать моторную лодку (а) с просторной носовой палубой, защитным ветровым стеклом и двумя рядами мягких сидений. Чертеж б знакомит с общим расположением варианта открытой (разъездной) мотолодки в том же корпусе.


При длине корпуса свыше 4 м нужно создавать мотолодку с удлиненной передней палубой, ветровым стеклом и двумя рядами мягких (диванных) сидений в кокпите, как это отображено на рис. 68, с. На корме такой лодки находится водонепроницаемая ниша для подвесного мотора, имеющая самоотливное отверстие на тот случай, если водяные брызги перелетят над транцем и попадут в нее.

Мотолодка с открытым устройством транца отображена на рис. 68, б. При установке мощного мотора возможно заливание кокпита лодки через транец, а при целесообразно расположенной моторной нише это исключается.


Мотолодка «Марианна» имеет наибольшую ширину 1,75 м; полезная ширина ее транца составляет 1,5 м. Произведение длины на ширину транца равно 6,0 м2. По диаграмме рис. 67 корпусу подобного величины должен соответствовать подвесной мотор допустимой мощностью 40 л. с; эта мощность позволит шести пассажирам совершить на лодке спортивное путешествие. Лодке обычной легкой конструкции с двумя пассажирами на борту такой мотор обеспечит скорость до 50 км/ч.

Если исходя из экономии выбрать вместо указанной выше установку мотора умеренной мощности, к примеру 20 л. с, то можно достигнуть скорости 35 км/ч. Этой мощности достаточно, чтобы заниматься воднолыжным спортом. Преимущества такого мотора — низкая стоимость, невысокий расход горючего и малый вес. Последнее означает, что мотор не только лучше устанавливается на лодке, но и легче обслуживается.

Среди любителей проводить свой досуг на реках и озерах несомненно найдется немало таких, которые не хотят сидеть на мягких сиденьях за ветровым стеклом. Одни из них являются поклонниками спортивной ловли рыбы, другие желают поехать купаться вместе с семьей или намереваются перевезти какой-либо груз. Для мотолодки, используемой таким образом, лучше всего подходит конструктивное решение, отображенное на рис. 68, б. Мощность мотора обычно составляет только V4 допустимой мощности, определенной по рис. 67. Мотор мощностью 10 л. с. обеспечивает приемлемую скорость 25 км/ч. Лодка подобного величины может хорошо двигаться под веслами (на рисунке видны два весла). Если такую открытую рабочую лодку оснастить мотором мощностью 40 л. с, то при отсутствии моторной ниши кормовой бурун в случае резкого поворота или внезапной остановки лодки может захлестнуть транец, и вода зальет кокпит.

Приведем пример большой спортивной мотолодки «Клавдия» с подвесным мотором (рис. 69). Подобные мотолодки в различных вариантах встречаются на всех водных бассейнах. При наибольшей длине 4,8 м и ширине 1,95 м размерения оказываются близкими к наиболее выгодным для лодки с мощным подвесным мотором. Если полезная ширина транца равна 1,75 м, то получается большое произведение длины на ширину транца — 8,4 м2, в результате чего согласно рис. 67 мощность мотора до 92 л. с. является допустимой. Благодаря такому мотору «Клавдия» с двумя пассажирами на борту и легким снаряжением развивает скорость до 70 км/ч.




ТРЕХКИЛЕВЫЕ ОБВОДЫ — ТРИМАРАНЫ


Все рассмотренные выше лодки были выпол нены с обычными остроскулыми V-образными обводами. Совер шенно иной тип представляет мотолодка «Мёве» («Чайка»). На рис, 7( отображен ее корпус длиной 5,2 м и шириной 2,1 м. Здесь применень обводы типа «тримаран». Это обычный узкий корпус лодки с прн мыкающими справа и слева полукорпусами. Таким образом, получаются три киля, из которых только средний полностью проходит до кормы; днища боковых корпусов составляют около 3/< длины основного. Обводам, образующим переднюю часть судна, дают различные названия: «кафедрал», или «тримаран», «крыла чайки». В большинстве случаев мотолодки с трехкилевыми обводами, как и однокилевые, заканчиваются обычным транцем.


Однако у некоторых лодок все три киля достигают транца. В этом случае поперечные обводы выглядят волнистыми. Для них также применяют название — обводы типа «тримаран». Плоской корме, когда скуловые кили не достигают транца, обычно отдается предпочтение, потому что это обеспечивает мотолодке хорошую маневренность. Если все три киля «протянуты» до кормы, то становится очевидной трудность бокового движения (дрейфа) кормы, и в результате маневренность мотолодки ухудшается.

При обводах типа «тримаран» или «крыло чайки» предусматривается очень широкая плосконосая передняя оконечность мотолодки. В результате на волнении палуба остается сухой. Оба скуловых киля повышают остойчивость мотолодки, а при волнении способствуют легкости хода. Мореходность такой мотолодки необычно хорошая, чем объясняется ее растущая популярность, Однако столь ценное качество приобретается за счет увеличения веса лодки и относительно небольшой скорости.


Мореходность хорошо спроектированного тримарана намного лучше мореходности любой обычной мотолодки. Поэтому при выборе катеров для морской аварийной службы в прибрежных водах предпочтение отдают именно таким судам. Английские н. 94


широким ВОЛНЕНИЕ


Мотолодка втого типа, так называемый тримаран, отличается вышениой остойчивостью и большой полезной площадью кокпита. Сложные зоды могут быть выполнены только из стеклопластика. На схеме а можно ви-ъ кокпит, расположенный в носовой части судна; на схеме б — вариант, служебной мотолодки.


Мотолодки, предназначенные для спасательных служб, обычно нащены подвесными лодочными моторами, причем преимущество деется тем мотолодкам, на которых установлены рядом два мора равной мощности, как это видно на рис. 70, б. Конечно, уст-йство сидений полностью исключено.


Катером управляют стоя с поста управления, который по своему виду напоминает мости подводной лодки.


катерах быстроходных


Для использования тримарана в спортивных целях нужно сиг чала проанализировать допустимые характеристики мотора. Пр несущей ширине транца 1,95 м LB = 10,2. Из приведенной н рис. 67 диаграммы рекомендуется, что такому значению соответствуе мощность двигателя 130 л. с. Поистине мощный мотор! Бла годаря широким носовым обводам лодка имеет большой запас объ емов, поэтому допускается установка мотора еще большей мощ ности. Но действительно ли нужна скорость 80 км/ч? Если вмесп мотора указанной выше мощности выбрать мотор половинной мощ ности (65 л. с), то и тогда лодка будет идти все еще с высокой ско ростью — около 55 км/ч. С мотором мощностью, равной V4 макси мальной (32 л. с), достижима скорость 35 км/ч.


Катер береговой спасательной службы при тех же размере ниях оборудуют двумя двигателями, каждый мощностью 45 л. с. с тем чтобы на тихой воде, несмотря на возможный излишек сна ряжения, он мог развивать скорость свыше 50 км/ч (см. рис. 41).


Обе схемы общего расположения (см. рис. 70), конечно, н< дают всех возможных решений. На рис. 70, а особенно выделяете} передний кокпит. От поста управления имеется проход; средня$ часть ветрового стекла складывается в сторону или отсутствует Такое вполне допустимое при широких носовых обводах мотолодо» типа «тримаран» общее расположение быстро завоевало много при верженцев. Передний кокпит благодаря широкой палубе защище* от водяных брызг и является излюбленным местом пребывания детей. Многие конструкции имеют дверь под откидными частями ветрового стекла. Сдвоенные сиденья заднего кокпита могут раскладываться в спальные места.


На рис. 70, б отображено расположение разъездной мотолодки, предназначенной для перевозки большого числа людей. Без какого-либо риска на мотолодке размещается до 12 пассажиров.

Некоторые изменения в чертежах общего расположения и€ связаны с величиными мотолодок. В пределах практической возможности допустимо почти неограниченно заменять одно устройство кокпита другим. Так, сдвоенный ряд сидений четырехметровой мотолодки «Марианна» может быть применен и на большом катере, но не нужно пытаться использовать передний кокпит мотолодки длиной 5,2 м на обычной мотолодке «Клавдия» длиной 4,8 м. «Клавдия» не обладает широкой носовой палубой, присущей обводам типа «тримаран», и потому в большей мере страдает от водяных брызг. Типовые размеры мотолодок и их общее расположение могут быть выбраны из серии приведенных в статье мотолодок с подвесными моторами. Все промежуточные размеры допустимы. Такие мотолодки непрерывно создаются. Наиболее важные общие расположения мотолодок, отображенные на чертежах, конечно, не исчерпывают всех возможных решений.


Лодки с округлыми и V-образными обводами могут быть построены из стеклопластика, клееной фанеры или легкого металла, а также из цельной древесины. Но обводы типа «тримаран» столь сложны, что их выполняют исключительно из стеклопластика.

Один вопрос остается открытым: выгодно ли выбирать один большой подвесной мотор с полной мощностью или два соответственно половинной мощности?

Ответ может быть дан только после разъяснения следующих обстоятельств: установка двух маленьких моторов потребует меньше усилий, чем одного большого; обслуживание двух моторов более удобно. Если из-за повреждения винта, загрязнения топлива и других причин откажет единственный мотор, то придется сидеть неподвижной лодке, а при двух моторах можно спокойно продолжать путешествие, причем теряется лишь четверть скорости. Это достаточно убедительные аргументы в пользу установки двух моторов.


В пользу же одного мотора двойной мощности выдвигают другого рода обоснования: общая стоимость приобретения ниже, скорость в среднем приблизительно на 10% выше. Поэтому экономнее совершать путешествие на лодке с одним мощным мотором, чем с двумя моторами половинной мощности.



.

вверх назад вперед

 

 

Hosted by uCoz