Клуб Катера и Лодки. г. Истра  

 

Истринский клуб Катера и Лодки

Добро пожаловать на сайте истринского клуба "Катера и Лодки"

По интересующим вопросам пишите на наш email lodkikatera.narod.ru

Since  1973 Основан

Разработка и поддержка: Web[i]stra

 

 

 

МАЛЫЕ ТУРИСТСКИЕ КАТЕРА С ПОДВЕСНЫМИ МОТОРАМИ

 

 

По своей природе современный подвесной мотор предназначен для легкой лодки и большой скорости. Гребной винт мотора характеризуется некрупным диаметром и высокой частотой вращения, что обусловливает значительную скорость. На тяжелых иодках с малой скоростью подвесные моторы работают с низким <. п. д. гребного винта. Хотя промышленность поставляет гребные зинты, предназначенные для такой службы, все же частота вращения винта обычного подвесного мотора всегда значительно выше, гем та, при той в случае умеренной скорости достигается дей-ггвительно высокий к. п. д. Для иллюстрации этого положения приведем пример. На 12-метровом туристском катере были установ-тены три подвесных мотора мощностью по 80 л. с. По внешнему зиду катер не отличался от катеров обычной постройки. В середине юзвышалась рулевая рубка, под той расположились бы два >бычных стационарных катерных двигателя; но это место осталось 1устым. На корме было сделано очень низкое широкое углубление моторная ниша), где рядом находились все три подвесных мотора. Вплотную к ним под банкой были встроены топливные баки для :мешанного с маслом бензина. Владелец катера радовался, глядя ia 240-сильную установку, ощущая громкий шум работавших [вигателей и их вибрацию. Случай был столь исключительным, что 1авод по изготовлению подвесных моторов экстренно послал своего представителя посмотреть на такое чудо.. В действительности это была прискорбная неудача!


Во-первых, судно не развило большой скорости, той оно достигло бы с равным по мощности стационарным двигателем.


Во-вторых, расход топлива увеличился более чем вдвое; кроме того, топливо было смешанным, с важным количеством масляных добавок, что повысило его стоимость.

В-третьих, за широким транцем катера на ходу оставалось огромное облако выхлопных газов, так что моторы частично снова засасывали собственный углекислый газ и поэтому не достигали нужной мощности. Наконец, они подвергались коррозии. Снятие моторов было затруднено, потому что они соединялись между собой тягами механизма управления. Маневренность оказалась замедленной и ненадежной. Такое большое судно на заднем ходу могло лишь медленно подходить к причалу (из-за малого диаметра гребного винта). Обслуживание моторов было трудным, срок их службы — коротким. Уменьшить шумность или вибрацию не удалось: на судне было постоянное облако дыма, так как смесь бензина и масла в непрерывно работавшем двухтактном моторе сгорала недостаточно полно. Все это получилось потому, что частота вращения мотора не соответствовала величиным судна.

Нецелесообразность применения подвесных моторов на больших катерах рассмотрена здесь на необычном примере 37. Неудач можно было бы избежать, если бы владелец судна заранее посоветовался с опытным специалистом-катеростроителем.


Для оснащения катера подвесным мотором важны три предпосылки: легкая конструкция катера, позволяющая обеспечить достаточно высокую скорость; рационально подобранные мощность мотора и частота вращения гребного винта с целью достижения высокого к. п. д. установки; удобное обслуживание мотора.


Каждую открытую лодку достаточной длины можно оборудовать на случай плохой погоды полузакрытой кабиной. Однако это будет еще не настоящий катер. Лодке недостает многих элементов, чтобы называться катером: места для изготовления пищи, места для шкафчика, туалета. Кроме того, каюта обычно остается открытой в корму. Тем не менее даже неудобной надстройки достаточно, чтобы защитить рулевого и пассажиров от ненастной погоды.


Прогулочный катер с каютой-убежищем, модель «Бриджит», отображен на рис. 71. Его размеры 4,8x2,0 м — наименьшие допустимые, при которых крытая конструкция может быть осуществлена *. С учетом целесообразной ширины судна по транцу (1,65 м) произведение LB оказывается равным 8 ма. В этом случае допустимая расчетная мощность мотора немного превышает 80 л. с, а скорость достигает 50 км/ч и более.


необходимо катеров


Рис. 71. «Бриджит». Катер с жищем. Катера, выполненные койки достаточной длины подвесным мотором и полузакрытой каютой-убе-цо схеме а, имеют наружный пост управления и две На схеме б изображен пост управления, расположенный в каюте.


глубоко положения0


Если для повышения экономичности решаются уменьшить скорость, го для путешествия со скоростью 38–39 км/ч достаточно мотора мощностью 40 л. с. При установке мотора мощностью 20 л. с. на катере такого величины можно совершать прогулки со скоростью до 24 км/ч. Конструкция катера легкая. С этой целью корпус выполняют из водостойкой многослойной клееной фанеры. Нагрузка — два человека и умеренное снаряжение.


На рис. 71, а отображен пост управления, находящийся в кокпите позади небольшого ветрового стекла. В каюте-убежище удобно размещены две койки. Благодаря тому, что на этом маленьком катере предусмотрены моторная ниша и высокий надводный борт и достаточно просторная палуба, катер пригоден для длительных путешествий по рекам и озерам или вдоль побережья при удалении от гаваней.


На рис. 71, б отображено другое расположение катера тех же размеров, с точно такой же каютой. В каюте размещен штурвал, а для водителя и его спутника имеются удобные мягкие сиденья 38. К ним примыкают два боковых сиденья, которые на корме переходят в обычную поперечную банку. Такое расположение очень удобно, если катер применяется для спортивной ловли рыбы, хождения на водных лыжах, перевозки пассажиров и грузов.


Катер с каютой-убежищем может быть широко использован в районах, где часто бывает плохая погода.

Как в действительности может выглядеть небольшой туристский катер с подвесным мотором, показывают рис. 58 и схема общего расположения катера «Моника» (рис. 72). Размеры «Моники», общее расположение, распределение объемов многократно испытаны и проверены. Достаточно легкий корпус такого катера длиной 5,8 м и шириной 2,2 м может быть выполнен из водостойкой клееной фанеры (многослойной). При ширине корпуса по транцу 1,9 м LB = 11 м2 и наибольшая допустимая мощность подвесного мотора составляет 145 л. с. Катер достигает значительной скорости — почти 55 км/ч. Именно в этом проявились существенные преимущества подвесного мотора! Никакой другой тип энергетической установки, будь-то катерный стационарный мотор или мотор с Z-образной передачей на винт, не может дать такого выигрыша в весе, как современный подвесной лодочный мотор. При общем уменьшении веса корпуса катера это позволяет существенно снизить затраты. В случае бережной эксплуатации и тщательного обслуживания мотора после каждой поездки водитель будет вознагражден надежной и многолетней его службой.


Не рекомендуется устанавливать мотор повышенной мощности. В то же время, используя мотор половинной мощности, в пределах 75 л. с, всегда можно ожидать достаточно большую скорость (до 40 км/ч). Даже при мощности 35 л. с. непременно получают удовлетворительную скорость — до 28 км/ч. На рис. 72, а и б


глубоко положения1


Рис. 72. «Моника». Небольшой туристский катер с подвесным мотором. Длина корпуса относительно небольшая, но позволяет предусмотреть некоторые удобства, к примеру достаточно большой кокпит. На схеме а. вид сбоку, отображен внутренний пост управления, иа схеме б — наружный пост управления с соответственно крупным жилым помещением в рубке.


БЫСТРОХОДНЫЕ ОТКРЫТЫЕ СПОРТИВНЫЕ катера СО СТАЦИОНАРНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ


В 20-х годах в Европе были распространены так называемые «Аутоботе» — открытые катера для прогулок, на Которых мотор был установлен под длинной носовой палубой. В корме размещался открытый кокпит. Многие такие катера имели Длину от 6 до 8 м, иногда до 11 м, а ширина их составляла 1,8–2,0 м.


Между тем в Соединенных Штатах Америки получил признание другой тип открытых катеров, у которых мотор размещали ближе к корме за кокпитом. Это расположение оказалось возможным после того, как благодаря усовершенствованию катерных двигателей их стали устанавливать с крупным углом наклона. катера подобного типа получили название «Рунабоут». Их строили многие известные катеростроительные верфи, к примеру «Крис Крафт» и «Гар Вуд».

На основе открытых катеров этих двух типов были созданы современные открытые разъездные и спортивные катера (рис. 75 и 76).


В настоящее время имеется много различных типов быстроходных открытых спортивных катеров. Ниже дается краткий обзор четырех из них. В качестве самого маленького катера представлен катер, носящий название «Доунзи». Его появление произвело сенсацию несколько лет тому назад не только из-за необычно малого отношения длины к ширине, но и вследствие того, что расположение сидений представляло нечто новое в катеростроении. Идея создания такого катера принадлежала двум американским конструкторам — Джиму Уинни и Уолту Уолтерсу; немалое участие в постройке принял строитель Дан Аронау.


Катер «Доунзи» (рис. 77) имеет длину только 5,05 м при ширине 2,1 м; корпус выполнен остроскулым с крупным углом килеватости — до 24°. В оригинальном, со скругленными углами, кокпите размещены диван для пяти человек и передвижное кресло для рулевого, то может поворачиваться на 360°.

В большинстве случаев в качестве энергетической установки катера используют бензиновый мотор мощностью 165 л. с. при 4400 об/мин. Другое решение — установка двигателя мощностью 1 Ю-л. с. шведской-фирмы «Волво-Пента». В каждом случае мотор с Z-образной передачей на винт размещали в корме.


С более мощным двигателем скорость катера достигала 78 км/ч. Несмотря на сравнительно малую длину корпуса и очень большую ширину, катер отличался хорошей устойчивостью на курсе, чему, безусловно, способствовал большой угол килеватости.


глубоко положения2


Спортивный катер «Ирэна» (рис. 78) длиной 5,5 м характеризуется оригинальным общим расположением, то в настоящее время пользуется большой популярностью. Благодаря установке двигателя в корме катера в кокпите высвобождается очень большая площадь. По сравнению с кокпитом катера «Доунзи», достигающим в длину 1,75 м, длина кокпита у «Ирэны» (этот катер лишь немного больше, чем «Доунзи») составляет 3,85 м; ширина «Ирэны» сравнительно с «Доунзи» увеличена незначительно. отображенное расположение в целом может считаться удачным. Здесь, правда, изображена не существующая модель какой-либо определенной фирмы, а тип катера. Ряд катеростроителей изготовляют катера, схожие с катером, изображенным на рис, 78. к примеру, модель «Санлай


нер» фирмы «Гласспар» довольно точно соответствует приведенному здесь чертежу. На этом несколько большем катере обычно устанавливается мотор мощностью ПО — 165 л. с, обеспечивающий скорость катера до 70 км/ч.


Размещение двигателя с Z-образной передачей на винт полностью в корме обладает рядом преимуществ, но не позволяет разместить в корме сиденья во всю ширину катера. То, что из-за размещения гребного винта за корпусом нижнего редуктора несколько снижается его к. п. д., на таком легком катере не слишком заметно. Однако мотор может устанавливаться сразу за средней частью катера под ящиком.


глубоко положения3

Рис. 77*. «Доунзи». Быстроходный спортивный катер, проект того разработан Джимом Унннн и Уолтом Уолтерсом (США). Катер оборудован различными стационарными двигателями с Z-образной передачей н может развивать скорость

до 78 км/ч.


В этом случае обычный гребной вал выведен в корму. Какому из двух вариантов расположения машинной установки отдать предпочтение, разумеется, — личное дело конструктора. Тем не менее, если в предполагаемом районе плавания преобладают мелкие места и песчаные банки или весьма каменистое дно, где особенно высока опасность поломки гребного винта, то преимущество имеет Z-образная передача на гребной винт. Она особенно рекомендуется в том случае, когда катер должен транспортироваться на прицепе (трейлере). При подъеме или спуске на воду с трейлера перо руля и обычный гребной винт оказываются в постоянной опасности, ломаются.



Обычный валопровод в свободной воде все же имеет значительные преимущества: более высокий пропульсивный коэффициент и длительный срок службы.

глубоко положения4


Рис. 78. «Ирэна». Быстроходный спортивный катер с очень крупным кокпитом. Передние сдвоенные сиденья раздвижные и могут быть переоборудованы в койки.


Несмотря на то что на катере «Сильвия» (рис. 79) видна каюта-убежнще, чертеж воспроизводит классические линии открытого прогулочного катера типа «Рунабоут», каким он сохранился в течение 40 лет во многих странах мира. Правда, обводы таких катеров стали более современными, скорость повысилась, но расположение осталось неизменным. Прогулочные катера типа «Рунабоут» с классическими формами строят чаще в Европе, нежели в США — стране их первоначальной постройки.

Размеры катера — 6,0 X 2,2 м, выбранные в качестве примера, — средние, при которых допускается свободное размещение в переднем кокпите двух рядов мягких сидений. При наибольшей длине корпуса до 5 м еще возможно размещение сдвоенного ряда сидений. Небольшие прогулочные катера с одиночным рядом сидений могут быть построены минимальной длиной около 4 м. На рис. 79, а отображено классическое расположение катера с двигателем, установленным в корме, и полностью закрытой палубой, на рис. 79, б — расположение рабочего или служебного катера с очень крупным открытым кокпитом.



глубоко положения5


Рис. 79. «Сильвия». Обычный быстроходный служебный или прогулочный катер (выполняется в нескольких вариантах): а — классическое расположение открытого катера; б — расположение служебного катера, который может быть использован для обслуживания водных лыжников н водолазов-спортсменов. На схеме, показывающей вид катера сбоку, видна рубка.


Особенно ценится большая полезная площадь кокпита при занятиях водными лыжами и подводным спортом. мотор в этом случае размещается под съемным ящиком. Чем дальше к носу продвинут мотор, тем под меньшим углом наклона он устанавливается.



Каюта-убежище заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Кто намерен совершать путешествия независимо от погоды, тот по достоинству оценит такую каюту. Верфь «Баадер» построила большое количество катеров, сходных с катером типа и размеров «Сильвии», почти половина которых представляла собой открытые быстроходные разъездные или спортивные катера. Остальные имели рубки, защищающие от непогоды. В некоторых случаях эти каюты устанавливали дополнительно. Они были особенно пригодны для оборудования открытого кокпита по схеме рис. 79, б, но их часто применяли и при расположении по схеме рис. 79, а с двумя рядами сидений. В последнем случае проход не совсем удобен, поэтому на крыше каюты оборудуют сдвижной люк, на спинку кормового сиденья подвешивают маленький трап; среднюю часть спинки переднего сиденья можно вынимать.

На катере длиной 5,5 м устройство каюты подобной конструкции неприемлемо. Такая каюта более соответствует катеру с корпусом большой ширины и тем лучше вписывается в общую архитектуру катера, чем больше его главные размерения.


У быстроходного катера «Вероника» (рис. 80) величиными 6,5x2,1 прежде всего бросается в глаза необычный складной тент. При наступлении плохой погоды такой тент хорошо защищает открытый катер от ненастья. Но в остальном катер имеет обычные очертания, причем ширина его в сравнении с рассмотренным катером (см. рис. 79) даже меньше.


Расположение кокпита на «Веронике» несущественно отличается от расположения на модели «Сильвия» и только тем (см. рис. 80, б), что впереди устроен второй ряд сидений. При использовании тента рекомендуется позаботиться о месте для его хранения в сложенном виде. Поэтому, к примеру, на рис. 80, б за рядами сидений расположен небольшой «мостик», на который кладется убранный тент. В случае расположения по схеме рис. 80, а нужно предусмотреть, чтобы сложенный на кормовой палубе тент не препятствовал открытию люка для обслуживания двигателя. Однако при сильном дожде у тентов всегда обнаруживаются такие места, через которые внутрь катера попадает вода. При быстром ходе ткань тента начинает сильно хлопать; это предупреждает о необходимости уменьшить скорость катера, прежде чем весь тент разорвется от сильного ветра. Все же тент защищает от проливного дождя».

Быстроходные разъездные катера такого величины могли бы оснащаться серийными катерными бензиновыми двигателями почти любой мощности. В реальных условиях редко используют двигатели меньшей мощности, чем 100 л. с, и еще реже — свыше 300 л. с.


При мощности двигателя 100, 150, 200 и 250 л. с. возможна скорость катера соответственно 50, 65, 75 и 82 км/ч. Эти данные определяют предельные значения скорости. В случае же длительных путешествий катер должен идти с меньшей скоростью, составляющей около 90% приведенных значений. Наиболее экономичной является скорость, уменьшенная приблизительно на 20%. Такая скорость способствует значительной экономии топлива и одновременно существенно увеличивает ресурс двигателя.

На катерах рассматриваемого типа могут быть установлены и дизели, но они имеют больший вес. В каждом случае при установке двигателя рекомендуется принимать в расчет его экономичность. Приво димая ниже таблица воспроизводит размеры, мощность двигателей и значения скорости открытых спортивных катеров, замеренные на ходовых испытаниях.

глубоко положения6


Рис. 80. «Вероника». Быстроходный служебный или прогулочный катер, имеющий просторное расположение: а — обычное, присущее прогулочному катеру; 6 — характерное для служебного катера. На схеме, показывающей вид катера сбоку, можно видеть складной тент для защиты от ветра н дождя. Небольшая поперечная палуба за сиденьями служит для укладки сложенного тента.


Эти характеристики можно использовать для оценки скорости и экономичности двигателей, установленных на катерах, имеющих иные размеры и оборудованных двигателями, характеризуемыми другими значениями мощности.


Расход топлива дается для 8/4 предельной скорости, с тем чтобы судить о расходе топлива и емкости топливного бака при длительных переходах.



.

вверх назад вперед

 

 

Hosted by uCoz